Единый общероссийский номер детского телефона доверия:
Помощь в трудной ситуации
Социальная помощь
Социальная помощь в школе сегодня является востребованным направлением работы. Это обусловлено тем, что она способна объединять усилия специалистов разного профиля для проведения профилактических социально-педагогических мероприятий с детьми, их родителями, а также педагогами. Весь комплекс мер поможет не только выявить причины проблем, но и разрешить их, выделить ключевые рекомендации по дальнейшей профилактике или предотвращению на начальных стадиях.
Главные задачи социального педагога
- изучение ребенка (отношения в школе, в семье, во дворе), выявление психологических, педагогических, правовых и других проблем ребенка и его семьи;
- помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость, защита его прав;
- поддержка, помощь и стимулирование детей на приобретение знаний и умений, на развитие способностей, на формирование здорового образа жизни.
Направления работы
- социально-педагогическое исследование для вскрытия общественных и персональных проблем детей;
- защита прав ребенка;
- обеспечение поддержки семьи в воспитании личности обучающегося;
- консультирование;
- профилактика, коррекция и реабилитация;
- поддержка в организации благоприятных условий для оптимального развития личности ребенка;
- поддержка общественно полезной деятельности детей и подростков;
- организационно-методическая деятельность.
Социальный педагог
Психологическая помощь
Зачем нужна школе психологическая служба?
В современном сложном мире любой взрослый человек испытывает трудности, под влиянием которых начинает сомневаться в себе, своих близких. Мы вступаем в конфликты с друзьями и незнакомыми людьми, что может нас раздражать, а иногда повергать в депрессию. Напряженная жизнь и стремление все успеть порождают стресс. Если же обратиться к детям, подросткам, то ситуация усугубляется тем, что все они находятся в процессе развития, формирования, со многими явлениями сталкиваются впервые и иногда отчаянно нуждаются в помощи такого профессионала, который выслушает, поддержит, откроет нечто важное в самом себе. Таким профессионалом является психолог.
Основные направления работы
- просветительская работа;
- профилактическая работа;
- диагностическая работа;
- консультативная работа;
- коррекционно-развивающая работа.
Кому оказывается психологическая помощь?
- обучающимся;
- родителям (законным представителям) обучающихся;
- педагогическим работникам.
Важным направлением деятельности школьного психолога является его консультативно-просветительская работа. Психолог видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и анализируя ситуацию в целом. Консультации должны проводиться для не только для обучающихся и их родителей (законных представителей), но и педагогов, и администрации школы. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми. Среди проблем, с которыми обращаются к психологу, можно выделить следующие:
- педагогов чаще всего беспокоят трудности в усвоении детьми программы обучения, нежелание и неумение учиться, эмоциональные и личностные нарушения и другое;
- у родителей (законных представителей) беспокойство вызывает вопрос, как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, рассеянность, агрессивность и другое;
- обучающихся беспокоят вопросы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитание, профессиональное и личностное самоопределение и другое.
Методическая помощь педагогам
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-педагогические знания и навыки, которые помогли бы педагогам в решении ими следующих задач:
- организовать эффективный процесс обучения школьников;
- построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;
- осознать и осмыслить себя в профессии и обучении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.
Педагог-психолог
Служба школьной медиации
Школьная служба медиации объединяет обучающихся, педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной примирения в школе. Служба медиации является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Она позволяет школе и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.
Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится
- формировать благополучное, гуманное и безопасное пространство для полноценного развития и социализации обучающихся, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты;
- создать систему профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным поведением;
- создать систему защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп;
- внедрять новые формы, технологии и методы работы для решения конфликтов мирным путем.
Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас ударили и вы знаете обидчика, вы можете обратиться в службу школьной медиации
Работа службы медиации направлена на помощь обучающимся школы в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой медиации только при добровольном участии всех сторон конфликта. Это альтернативный путь разрешения конфликта. Люди, ведущие примирительную встречу, не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт. То есть главными участниками встречи будете вы сами.
Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой
-
Стороны признают свое участие в конфликте (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить.
-
Есть согласие родителей (законных представителей) на проведение встречи.
-
Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки).
-
Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педагогический совет, Совет профилактики и т.п.).
-
Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече возможно присутствие взрослого ведущего.
При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента. Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, ведущему проще найти истинную причину конфликта между сторонами-участникми конфликта, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог сторон, в котором они равны. Проведенный анализ ситуации поможет одной стороне выразить свои мысли и представления о проблеме другой стороне, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
После разрешения конфликта сделанные выводы о том, что сторонами сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.
На встрече выполняются следующие правила
-
Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
-
На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
-
Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы
Социальный педагог
Уполномоченный по правам ребёнка
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса (омбудсмен) - это человек, к которому можно обратиться с жалобой на несоблюдение обучающимися, педагогами или родителями (законными представителями) обучающихся правил, предусмотренных Законом об образовании, уставом школы, правилами школьной жизни. Он ведет индивидуальную просветительскую работу, правовое просвещение, разъяснение прав и обязанностей каждого участника образовательного процесса. Приоритетным направлением работы Уполномоченного является защита прав несовершеннолетних.
Основные цели и задачи уполномоченного в школе
- обеспечить ребенку полное и гармоничное равитие, уважая его достоинство;
- всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
- оказание помощи родителям (законным представителям) в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формировании у детей навыков самостоятельной жизни;
- обеспечение взаимодействия семей, педагогов и детей по вопросам защиты прав ребенка;
- содействие правовому просвещению участников образовательного процесса;
- обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов ребенка.
Куда ещё можно обратиться
Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области
Загородняя Татьяна Николаевна
телефон +7(8452)21-00-58; +7 (8452)21-09-48
e-mail deti64@saratov.gov.ru
Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 116
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области
Васильева Юлия Анатольевна
телефон +7 (8452) 52-06-53; +7 (8452) 26-06-63
e-mail VasilyevaYA@saratov.gov.ru
Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Б.Садовая, д. 162/166
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Аткарского муниципального района
Афонина Ирина Викторовна
телефон +7 (84552) 3-22-09
Адрес: 412420, г. Аткарск, ул. Советская, д. 64